изображение: 

Есть старинное село Бестужево на берегу реки Устьи, что в Архангельской Области. Устья в среднем своем течение делает крутой поворот и в этом же месте в нее впадают две лесные речушки Верюга и Сенюга. Не удивительно, что издревле здесь селились люди. На территории нынешнего села археологи находили предметы утвари и орудия труда, относящиеся к нескольким тысячелетиям до нас. Удобное сообщение по воде (Устья впадает в Вагу, а та в Северную Двину), лес, бывший источником пропитания и строительного материала, привлекали людей. Долгое время поселенье своим названьем было обязано р.Верюге и называлось -_Верюжское. И православный приход также назывался Верюжским. У названия Бестужево есть несколько версий. По одной – в этих местах когда-то начальствовал боярин Бестужев, по другой – здесь жили люди, не боявшиеся холода ( морозы зимой в 40 гр. не редкость).

Люди в селе, как и большинство русских людей на севере, жило в единстве с природой и Богом и это помогало им в жизни, и формировало определенные характеры. Иностранный путешественник написал о людях архангельских мест - «бабы ликом красивы, добродушны, а мужики открыты, работящие, в слове своем крепки». В основном жители занимались крестьянским трудом, все окружающие земли распахивались. А с какой любовью и мастерством делалась утварь и орудия труда из дерева, бересты, ивовых прутьев!

Около 1640 года произошло событие, на долгое время определившее историю Бестужева. У стены Введенского храма «земля издаде» и жителями села были обнаружены в ивовом гробу нетленные мощи, принадлежавшие, вероятно, юноше или молодому мужчине. От мощей исходил благоухающий запах. Необычное событие заставило предположить, что мощи принадлежат неизвестному праведнику. Стали происходить исцеления одержимых недугами и для мощей построили часовню. Вскоре крестьянину Савелию Онтропову во сне явился человек и назвался Прокопием и велел для мощей сделать новый гроб. Поскольку исцеления от мощей продолжались, ширилась вера в Прокопия Праведного Устьянского. К 19 веку на высоком берегу реки встали два храма - каменный теплый Введенский храм и деревянный холодный - Рождества Богородицы, где в раке находились мощи Прокопия Праведного. Рядом с ними построили гостиницу для богомольцев. Праздник в честь Прокопия Праведного отмечался 8 июля (21 июля по нов. ст.) Прихожане накануне налагали на себя недельный пост, а во время праздника вели себя «трезво, чинно и спокойно, имели воздержание от пьянства, плясок и песен».

В дореволюционные времена территория почти всего Устьянского района входила в Вельский уезд Вологодской губернии. Среди волостей была Введенская (позднее Бестужевская) с центром в селе Бестужево. Сейчас на территории Введенской волости находится три сельские администрации: Череновская, Бестужевская и Плосская. Если ориентироваться по реке, то входили поселения от Квазеньги до Студенца и все по Верюге.

С приходом советской власти приход был ликвидирован, а мощи Прокопия в январе 1939 года уничтожены. Каменная церковь была разобрана на кирпич в 1947 году, а Рождественская, уже полусгнившая, сгорела весной 1994г. В гостинице был устроен клуб, коим он до сих пор и остается. После перестройки Бестужево вместе со всей страной переживает нелегкие времена. Многие уехали на заработки и в поисках лучшей жизни в другие места, особенно в большие города.